Pawel Kuczynski, 2017
Правительство признает, что при виртуальном общении дети подвержены рискам стать жертвой мошенничества, вовлечения в сексуальную эксплуатацию, экстремизм, употребление наркотиков, что попытки вовлекать детей через мессенджеры в несогласованные акции получают все большее распространение. Казалось бы, что прежде чем тянуть детей в эту опасную среду, надо бы риски убрать.
Но концепция, как раз и направленная на это, к удивлению, предполагает не только меры по снижению рисков информационной среды для детей (их много, и пока не понятно, насколько они будут эффективны), но и одновременно расширение участия детей в этой самой информационной среде!
Так, например, одним из принципов обеспечения информационной безопасности детей заявлена «поддержка творческой деятельности детей в целях их самореализации в информационной среде», а еще «обеспечение широкого доступа детей к историческому и культурному наследию России путем использования современных средств массовых коммуникаций». Понятно же, что современные средства массовой коммуникации – это и есть сеть «Интернет».
Некоторые поставленные в концепции задачи выглядят странными и малореализуемыми. Как, например, обеспечить защищенность персональных данных детей, размещенных в сети «Интернет», от публичного доступа или несанкционированного использования? Может быть, вместо этого, следует работать на то, чтобы персональные данные детей не попадали в сеть «Интернет»?
В концепции есть и здравые идеи. Это расширение инструментов «родительского контроля», совершенствование механизмов выявления и пресечения распространения деструктивной информации, повышение грамотности детей по вопросам информационной безопасности, изживание социального потребительства и инфантилизма, другие вполне благие направления. Как эти направления будут реализованы – покажет время.
Однако любой родитель понимает, что сначала надо обеспечить безопасность, а потому уж расширять участие в информационной среде, но чиновники, видимо, думают иначе. Почему? Да потому, что считают детей участниками «глобального информационного процесса». Каким образом расширение участия детей в этом процессе может помочь развитию безопасного информационного пространства, совершенно непонятно. И поэтому концепция оставляет двойственное чувство.