О школьных психологах. Не все воспитатели одинаково полезны

На предложение поделиться опытом общения со школьными психологами и замдиректорами по воспитательной работе, нам поступило немало отзывов, по которым можно увидеть некоторую картину.

Должность школьного психолога не отличается высоким уровнем оплаты, как и все рядовые должности в образовании, поэтому идут туда работать либо ненадолго (например, после института для получения опыта и перехода на более высокооплачиваемую должность), либо энтузиасты.

Несколько наших читателей написали, что им повезло повстречать таких психологов-энтузиастов (в основном, в детсадах), которые вели настоящую работу с детьми и родителями, помогали советом и делом. К сожалению, некоторым пришлось уйти в связи с реформой образовательного учреждения или по иным причинам.

«У нас был хороший психолог. Работала с детьми, тестировала, занималась с проблемными учениками, разрешала конфликты. Ушла недавно».

«В саду, кстати, была хороший психолог, она же работала ещё и воспитателем в этом же саду. Вот здесь нам повезло, реально с детьми занималась и группами и индивидуально, была хорошая поддержка и детям и родителям, но так не в каждом саду в городе».

Но больше было отзывов про психологов, которых в лучшем случае не видно — не слышно, а в худшем они проводят непонятные родителям тесты или дают неуместные советы.

«Была на собрании (которое, насколько мне известно, проводилось во всех московских школах), которое было посвящено общению подростков и с подростками. После фразы "родители, отложите на 15 мин глажку белья и поговорите с детьми..." Аудитория (родители) взорвалась, большей оторванности психологов от действительности трудно было ожидать».

Про заместителей директоров по воспитанию картина получилась более скудной. Судя по комментариям, эта должность по факту больше не про воспитание, а про развлечение детей. Этакий массовик-затейник.

Эти отзывы обнажают одну большую проблему. У государства нет цели и стратегии воспитания новых граждан, поэтому этот корабль движется, по сути, «без руля и без ветрил», положение частично спасают лишь подвижники-энтузиасты.