В Минпросвещения подтвердили высокую текучесть кадров в школе

Число уволившихся из школ РФ педагогов в 2023 году достигло максимального с 2017 года уровня, следует из отчета о состоянии системы образования, опубликованного в начале февраля пресс-службой Минпросвещения.
Согласно данным ведомства, в 2023 году из школ РФ уволились 193,5 тысячи педагогических работников, что составляет 14% от общего числа педагогов. Большинство из них (93%) ушли по собственному желанию. Чаще всего увольняются учителя начальных классов.
 
В середине февраля в Федеральном институте цифровой трансформации в сфере образования (ФИЦТО) заявили о некорректности трактовки официальной статистики количества работающих учителей. В организации, подведомственной Минпросвещения, сообщили, что за этот период число принятых на работу в школу педагогических работников (более 198 тысяч человек) превысило число уволившихся.
 
В свою очередь в Госдуме заявили, что ежегодный рост числа увольняющихся учителей грозит катастрофой. Депутаты предложили правительству провести исследование, которое выявило бы причины текучки кадров в школах. По их мнению, следует выяснить, какие причины, кроме низких зарплат и большой отчетности, повлияли на решение педагогов расстаться с профессией.
 
В одном из телеграмм-каналов, связанном с индустрией цифрового образования, сообщили, что рост числа увольняющихся педагогов связан с низкими зарплатами, высоким уровнем бюрократии в школах и несовершенством системы образования (перегруженная программа, недостаточная индивидуализация обучения или неэффективные методы оценки успеваемости учеников). По данным экспертов этого канала, большинство учителей переходят в сферу онлайн-репетиторства.
 
Специалисты в области EdTech предположили, что кадровый кризис приведет к серьезным изменениям в школе и будет способствовать внедрению современных технологий в учебный процесс. Ранее, в октябре 2023 года, на открытом семинаре ВШЭ по образованию был отмечен рост числа вакансий в школах, который эксперты Национального исследовательского университета объяснили увеличением популярности «педагогического фриланса» на онлайн-платформах.
 
По их мнению, проблему текучести кадров поможет решить «гибкий график, доступ к ресурсам и административная поддержка». Напомним, в октябре 2023 года заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова заявила о нехватке 11 тысяч учителей в российских школах.
 
Комментарий РВС
Как бы в Минпросвещения ни пытались манипулировать статистикой, проблема нехватки учителей в школах нарастает. В ведущем российском научно-исследовательском центре, созданном для проведения экономических реформ, предлагают решать эту проблему внедрением современных технологий. Коммерсанты от образования на радостях потирают руки, надеясь освоить госбюджет на онлайн-технологиях обучения.
Налицо спланированный процесс уничтожения традиционной школы: чиновники создают невыносимые условия работы учителей, реформаторы объясняют, как облегчить жизнь педагогам с помощью модных современных цифровых технологий, а предприниматели предлагают готовые платформы онлайн-образования. В выигрыше от этой, воровской по сути, схемы остается весь чиновничье-предпринимательский класс, при этом пострадавшие – учителя, школьники и их родители – зачастую обвиняют в падении качества образования друг друга.
Нередко родители требуют от школы, ставшей за десятилетия реформ частью сферы услуг, качественного обслуживания и готового результата в виде воспитанного и обученного чада. Однако в обществе потребления в первую очередь развиваются эгоизм, лень и непонимание границ дозволенного. Усилиями реформаторов у педагогов сегодня не осталось рычагов для исправления таких недостатков домашнего воспитания. Кроме того, сами учителя, особенно молодые, подвержены веяниям времени и нередко воспринимают свою работу как источник заработка, а не как призвание, тем самым превращаясь в урокодателей. Обучение никогда не было синонимом комфорта, поэтому сама логика потребительского общества ведет к уничтожению школы.