Интернет и информационные технологии с одной стороны дают новые возможности, но с другой — вызывают и новые проблемы. Вопрос использования интернета в целях манипуляции несовершеннолетними был поднят на конференции «Противодействие гражданского общества вовлечению несовершеннолетних в деструктивный политический процесс», прошедшей 27 марта в в центральной библиотеке им. Льва Толстого в Москве.
В 2017 году российское общество возмутилось появлением так называемых «групп смерти»: люди увидели, что можно, не находясь в непосредственной близости от ребенка и не обладая какими-то особыми средствами, доводить детей до самоубийств и нападений на других людей. «Группы смерти» показали, что технологии манипуляции детьми можно применять из любой точки земного шара. Это могут осуществлять как отдельные люди, так и организованные и враждебно настроенные к нашей стране группы.
Примером такой манипуляции с целью вовлечения детей в политику является деятельность Алексея Навального. В начале 2017 года блогер выпустил видео «Он вам не Димон». Этот ролик якобы раскрывает коррупционные схемы премьер-министра России Дмитрия Медведева, но по уровню аргументации явно рассчитан не на людей, которые способны хоть немного оценить фактуру. Качество этого расследования очень низкое, а упор был сделан на качество картинки. В ролике акцентируется внимание на уточках и кроссовках, что не может быть нормально воспринято людьми, которые серьезно относятся к политике.
Во время просмотра дальнейших роликов, где оппозиционер играется с уточками, призывая выходить на митинги, возникает ещё большее ощущение, что целевая аудитория Навального - это очень юные люди. В последующих выступлениях он уже начинает напрямую обращаться к школьникам, чтобы они не боялись выходить на митинги и обязательно выражали свою «гражданскую позицию».
И многие дети, как и в случае с «группами смерти», под впечатлением от увиденного только в интернете выходят на митинги, где своим присутствием уже влияют на реальную политику. Возникает закономерный вопрос, зачем Навальному нужны в политической деятельности дети?. Они не могут участвовать в выборах, в организационно-политической деятельности на них тоже вряд ли можно реально положиться.
Найти ответ может помочь один из случаев, который приключился в Новосибирском лицее №41. В сентябре 2017 года Навальный опубликовал статью, в которой говорилось, что школьный директор, психолог и представитель комиссии по делам несовершеннолетних угрожали ученику уголовным делом якобы за то, что тот принёс в школу значки с символикой Навального. Как выяснилось позже, старшеклассник не значки с Навальным в школу принёс, а скорее всего какую-то нацистскую символику и вообще уже давно этими идеями увлекался и даже попадал на скамью подсудимых за пропаганду нацизма. При этом, несмотря на вскрывшуюся информацию, Навальный не отказался от дальнейшей поддержки школьника и вот мы уже видим их вместе на фотографии с митинга. Навальный не мог не знать, что дело не в значках, или не только в них. И тем не менее поддержал всю эту историю с нацизмом.
Это напоминает о молодёжи, которая приняла активное участие в Евромайдане на Украине. Во время беспорядков весьма юные ребята включались в противодействие с полицией, а когда в ответ полицией была применена сила, мы услышали фразу, ставшую мемом: «Что вы делаете? Они же дети!». Эта тема была быстро подхвачена украинскими и зарубежными СМИ для выставления полиции и «Беркута» как извергов, которые уничтожают свой народ. Чем это всё закончилось – прекрасно известно.
Самое неприятное во всём этом то, что как политические силы на майдане, так и Навальный не гнушаются использовать несовершеннолетних ради своих антигосударственных интересов. Подростки активно участвуют в «Правом секторе» (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Один из членов организации после трагедии 2 мая 2014 года в Одессе восхищался «взрослыми» действиями некоего 12-летнего подростка. Мы видели не одну фотографию и видео о том, как школьники делают бутылки с зажигательной смесью во время беспорядков в Одессе.
А с митингов Навального поступает множество материалов, в которых дети, в том числе поверив в виртуальные посулы вождя о том, что он отсудит 3 тыс. евро для каждого, кого заберут в автозак, и просто под впечатлением от слов Навального лезут в самое пекло уже не в интернете, а в жизни, как будто играя в игру и не понимая серьезность происходящего.
Всё это является не простым новым вызовом для родителей, для учителей, для всех тех, кто связан с воспитанием детей и для гражданского общества. Как противостоять манипуляции нашими детьми?
Очень часто в этом случае прибегают к методу грубой силы: «держать и не пущать». По принципу: «Поножовщина в школе? Нужно поставить рамки металлодетекторов». Митинги? «Нужно запретить детям участвовать, запугать их». Но запретный плод сладок. И все эти ограничения только усилят убежденность школьника. Или сломают его. Разве в этом истинная цель воспитания?
По сети разошлась запись, где школьный директор говорит девочке: «Не твоё это дело бороться с коррупцией. Хочешь общественной деятельности? У нас есть кружки, походы и тд.» Хочется воскликнуть: «При чем здесь кружки?!». Дети видят, что со страной что-то не то, и хотят бороться за эту справедливость. Герцену и Огареву было 15 и 14 лет, когда они принесли клятву до конца жизни бороться за счастье народа. Отличие в том, что современные дети плохо знают историю и не читают великую литературу. Поэтому идут туда, где громче всех кричат и наиболее доступно для них объясняют.
Значит нужен другой ответ на этот вызов. Детей необходимо воспитывать, прививать им правильные ценности. Способствовать формированию здорового мировоззрения и образа будущего. Одной из важнейших задач является помощь в правильном усвоении истории, необходимо разбирать исторические мифы.
Практический ответ можно почерпнуть из слов психолога, доктора психологических наук Рады Михайловны Грановской: «Необходимо перенаправить энергию подростков на нечто рискованное, тяжелое, реализуемое в экстремальных условиях, но очень общественно значимое в положительном смысле. При организации таких мероприятий надо все организовать так, чтобы при их завершении успех подростков стал широко известен и был достойно вознагражден».
Михаил Костенчук, РВС