Дистанционка стала верным способом для чиновников затыкать дыры


Дети разных классов и разных школ Самарской области вынуждены были учиться дистанционно в конце мая 2021 года из-за государственных экзаменов, проводящихся для выпускных 9-го и 11-го классов. Дело в том, что их учителей снимали с занятий и отправляли «смотрящими» за проведением ОГЭ и ЕГЭ. В некоторых школах учителей отнимали даже у первоклассников.

В разных школах процесс организовали по-разному. Где-то детей отправляли на дистант сроком от 1–2 дней до недели, проводя занятия с использованием платформы ZOOM и АСУ РСО. При этом, как написала мама одного из учеников, «На большинстве онлайн-подключений даже учителей не присутствовало. Они на экзаменах были. Задания в АСУ РСО были».

В каких-то школах детям выдали задания сразу на неделю, выполнять их нужно было дома. При этом, как сообщила одна из мам, так как дело происходило в конце учебного года, когда программа была практически закончена, «фактически неделю занимались тем, что подчищали накопившиеся долги по учебе, занимались с репетиторами ( у нас по четырем предметам...), ну и выполняли данные задания. Непонятная ситуация, конечно. Первый раз с таким столкнулись». Раньше в конце года таких длительных перерывов никогда не было, «и это настораживает», отметила мама школьника.

 «Сейчас вряд ли кто-то будет возмущаться, потому что конец года», — считает одна из родительниц. «По сути уроков не было, только ссылки на видеоуроки для повторения. Оценки уже у всех выставлены», — написала другая. «Это даже не дистант, а самообразование, без поддержки учителей в принципе», — отметила третья.

Настораживает тенденция, когда дистанционное обучение стремятся ввести по любому поводу. В 2020 году в России уже были случаи, когда дистант вводили из-за текущей в школе крыши или из-за ремонта водопровода. В конце года в Самарской области ввели фактически для того, чтобы восполнить дефицит учителей с помощью цифровых технологий — ведь потом можно будет красиво отчитаться: школьники получили «полноценное очное образование».

Власть предержащие действительно считают, что цифровое обучение может служить заменой нормальному «человеческому» образованию. Несмотря на их риторику, когда чиновники высшего уровня во всеуслышание утверждают, что никто не собирается заменять учителя «цифрой», именно этим они и занимаются.

Так, например, в школах Подмосковья планируется провести глобальное объединение школ и детсадов в комплекте с цифровизацией. За бодрыми словами о повышении качества образования путем присоединения сельских школ к городским скрывается всё та же аббревиатура — ЦОС, цифровая образовательная среда.

Так, на расширенном заседании Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи в Госдуме 27 мая министр цифрового развития России Максут Шадаев заявил, что сельские школы невозможно полностью укомплектовать учителями: «Таких денег нет, чтобы учителей привести в сельские школы, дать им жилье. Обеспечить полный комплект квалифицированных учителей в сельских школах». 

Получается, что чиновников высшего уровня заботит не будущее страны, которое определяется всё-таки тем, насколько качественное образование получили дети, а нечто другое. На упомянутом расширенном заседании в Госдуме практически не присутствовали представители родительской общественности, не было медиков и психологов, зато было много представителей цифровой индустрии, активно поддерживающих цифровизацию обучения.

Совершенно очевидно, кто будет выгодополучателем от навязывания цифрового обучения. Но так же очевидно, кто потеряет при замене учителей цифрой: Россия в целом и каждая семья в частности.

Странно, что наша властная элита продолжает с упорством, достойным лучшего применения, пропихивать внедрение в стране цифрового обучения. Закрадывается подозрение, что это не наша властная элита, а компрадорская администрация, выполняющая чужие заказы.

Ирина Бынина, РВС