Есть ли у директора школы любовницы?

Почему введение ЕГЭ уничтожило в России образование? Потому что выпускной экзамен - это одно, а вступительный - это совсем другое.

Задача школы - давать общие для всех знания. Задача вуза - научить человека полноценно работать в своей области, которая требует больше специфических, профессиональных навыков.

То есть задача школьного выпускного экзамена - проверить, как человек умеет учиться, а вступительного - готов ли он не только учиться, но и начать работать.

Разница между этими экзаменами - своеобразная проверка на взрослость. И уничтожение при помощи ЕГЭ этой разницы - это уничтожение этапа взросления и создание из молодёжи неумех-инфантилов.

Компенсировать разницу между тем уровнем образования, который должна дать школа и тем, который необходим для поступления в конкретный вуз, должно дополнительное образование.

Раньше, в советское время, никаких проблем с получением знаний и навыков для профессии, в которую хочет попасть ребёнок, не было. Почти в каждом доме были всевозможные кружки и секции на все случаи жизни. В каждом районе был свой Дом пионеров, где можно было и модельки кораблей с самолётами пособирать, и химические опыты ставить. Было множество музеев, у каждой школы можно было поиграть хоть в футбол на стадионе, хоть в шахматы на специальных столиках. А детские библиотеки с читальными залами и искать было не нужно - заходи, бери книжку, да сиди, сколько требуется. И всё это было совершенно бесплатно.

Теперь в России стоит задача сделать из ребёнка не гражданина, а потребителя. Для этого и ломаются все механизмы его взросления, в том числе дополнительное образование, и добавляется коммерциализация. Взросление ребёнка и его образование становятся платной услугой.

Роскошью.

В принципе, я уже расписывал все эти процессы. Но система уничтожения образования не стоит на месте.

И родители, и учителя всё активнее замечают, что их детьми в образовательных учреждениях занимаются как-то не так. И часто это перерастает в протесты. Что в ответ делают чиновники? Думаете, пытаются как-то исправить ситуацию?

А вот и не угадали. Коммерсанты от образования продолжают гнуть свою линию - уничтожают образование, берут за это деньги, но стараются сделать это так, чтобы формально придраться было не к чему.

Чтобы не быть голословным, я приведу примеры из истории с попыткой ликвидации в московском Тропарёво-Никулино Центра детского творчества "Созвездие", против чего сейчас активно борется и "Родительское Всероссийское Сопротивление".

Напомню, что "Созвездие" - это не просто какой-то неизвестный центр. Это - знаменитое учреждение, работающее с 1969 года. Именно в "Созвездии" возник в 1991 году детский театр балета "Миниатюры" под руководством заслуженной артистки балета России Ларисы Сергеевны Ратенко. Это его выпускники работают в профессиональных коллективах "Кремлевского Балета", "Русского Балета", театра "Балет Москва" и многих других. Это в "Созвездии" в 1986 году заработал ансамбль художественной гимнастики "Грация" под руководством мастера спорта СССР по художественной гимнастике Натальи Александровны Кунеш.

И долгое время такое учреждение бесплатно создавало талантливые детские коллективы. Ну как могли вечно облизывающееся на всё, что может пахнуть финансами, чиновники пройти мимо такого центра? Никак. Жажда наживы привела к тому, что несколько лет назад "Созвездие", как это сейчас называют, "оптимизировали". Объединили в одно образовательное учреждение с несколькими школами и детскими садами. А чтобы закрепить разрушение Центра, оттуда уволили около сотни педагогов.

Да, да. Я не шучу. Советник отдела инспектирования образовательных организаций ЗАО Москвы Бегичева Шамилья Мансуровна, не стесняясь, пишет в недавнем ответе на мой запрос, что происходит в "Созвездии", что только с мая по август прошлого года было уволено 30 педагогов дополнительного образования!!! А увольнения идут уже не один год и не два. И это в Департаменте образования столицы почему-то не считают катастрофой. Почему, спрашивается?

А потому что считают, что смогут запутать возмущённых граждан своими ответами. Например, в ответе той же Бегичевой сообщается, что "с 01.09.2017, из числа уволенных в указанный период, вновь приняты в Школу 14 сотрудников". Вроде бы, половину вернули.

В чём обман? Дело в том, что летом после того, как возмущённые родители детишек, учащихся в "Созвездии", собрали за пару недель 1200 подписей жителей района и отдали их в приёмную президента, была уволена Светлана Беспалова - директор "Школы на проспекте Вернадского", куда запихнули "Созвездие". В принципе, эта новость была воспринята с осторожным оптимизмом, так как именно при ней в Центре стали исчезать бесплатные кружки, появляться платные, причём всё более и более кусачие в плане цен.

В отличие от Беспаловой новый директор Александр Котягин выглядел получше - он хотя бы не всегда отказывался от разговоров с родителями и прямо не конфликтовал, когда такие разговоры происходили. Пообещал восстановить уволенных педагогов. И четырёх восстановил, после того, как пару месяцев протестующие родители пообивали пороги "Созвездия". Только откуда Бегичева взяла цифру 14 вместо 4? А вчитайтесь внимательнее в её ответ. Уволено 30 ПЕДАГОГОВ, а взято на работу 14 СОТРУДНИКОВ! Понятно, где мухлюют?

И так всюду. Вместо того, чтобы воевать с обеспокоенной уничтожением образования общественностью, как это делала Беспалова, Департамент подкидывает головоломки - вдруг далёкие от бюрократических игр люди устанут их расшифровывать и сдадутся. Именно в такие игры играют Котягин с Бегичевой, прекрасно отдавая себе отчёт в том, что творят.

Другой пример. В "Созвездии" Котягин вынес выговор одной из преподавательниц за помощь родителям в проведении анкетирования с целью повысить качество допобразования в "Созвездии". При этом анкетирование, естественно, было предварительно согласовано на Рабочей группе с директором. И как это понимать? Интересно, что Котягин на рабочей группе предупредил, что если родители станут жаловаться на его действия, то от этого хуже будет педагогам.

Каков был ответ Департамента? Снова цитирую Бегичеву:

"За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания. В случае несогласия работника с дисциплинарным взысканием, он может оспорить его в установленном законом порядке. При наличии фактов, подтверждающих противоправные действия директора Школы, Вы вправе обратиться в правоохранительные органы".

Всё понятно? Директор всегда прав, а если не прав, то валите вы все в суд. Моё дело - сторона.

Я правильно интерпретировал эту отписку?

Ну, да ладно. Бог с ними, с отписками Департамента. РВС для того и существует, чтобы внимательно их читать и ответственно реагировать, добиваясь справедливости. И мы её добьёмся.

Однако хотелось бы рассказать немного не о тех формальностях, которыми закидывают людей бюрократы, а о том, что эти люди собой представляют. Кто они, чем живут, как общаются.

Поводом для последующего текста стал абзац в ответе Бегичевой:

"30.05.2018 в телефонном разговоре директора Школы Котягина Александра Александровича с Вами достигнута договоренность о проведении встречи 05.06.2018".

Да, после подачи жалобы мне позвонил Котягин и сообщил, что готов ответить на все наши вопросы. Сказано - сделано. Мы встретились. Теперь - самое интересное. Как это было...

* * *

Вообще, интересный человек этот Александр Александрович Котягин. К телефону принципиально, похоже, не подходит. О времени встречи пришлось договариваться смс-ками. Ничего страшного, но забавно. Взрослые люди, а как дети списываемся чатовой феней.

Ладно, договорились. Вторник, в 09:30 в "Созвездии".

Мы - я и Елена, одна из наших активисток - пришли на встречу заранее и тут же выяснили, что директор не умеет планировать рабочие встречи. Дело в том, что на те же самые 09:30 у него назначена ещё одна беседа, причём тоже с группой родителей, недовольных его действиями.

К сожалению, бардак - штука нынче распространённая. Мы - люди не сильно гордые, ради дела можем и подождать.

Так вот, родители обсуждали с Котягиным несправедливое, на их взгляд, увольнение профессиональной учительницы. Директор более получаса убеждал их, что она сама уволилась, и он тут не виноват. Мамы, естественно, объясняли, что на языке бюрократических формальностей разговор с ними строить не надо, но Котягин был неумолим. Чеканные чиновничьи формулировки в конце концов убедили пришедших, что разговаривать с ним бесполезно.

Как там было в "Собачьем сердце"? - "Стаж! Ничего уж тут не поделать!"

Забавно, что, пока мы ждали окончания беседы, в предбаннике суетилась вроде как отстранённая, по заверениям Котягина, от допобразования Елена Валериевна Юрчикова, оставшаяся со времён Беспаловой, сыгравшая свою роль в уничтожении "Созвездия". Кстати, кто не в курсе, в поисковиках легко найти статьи и о её работе в Московском геолого-разведочном институте в период попытки его развала путём, как ни странно, "оптимизации", аналогичной "оптимизации" ЦДТ "Созвездие".

В общем, атмосферка в приёмной настраивала на оптимизм.

Когда с более чем получасовым опозданием начался разговор, Котягин достаточно подробно рассказал, что он собирается делать для развития дополнительного образования, показал таблицы с планами. Привёл цыфирь - смотрите, мол, количество кружков увеличится, бесплатность возрастёт, всё будет хорошо, и мы зря волнуемся.

Он очень интересно отреагировал на встречный вопрос, понимает ли он, что по этим планам, дополнительному образованию - хана?

"Да-да-да", - отвечал он.

И на уточнение, что нас совсем не устраивает, что дополнительное образование растаскивается из Центра "Созвездие" по школам, куда, конечно же, более ограничен доступ детям "с улицы", что кружки дополнительного образования подменяются дополнительными обычными уроками, что допобразование перекладывается на плечи не специалистов, а обычных учителей, Котягин кивал головой.

"Да-да-да", - говорил он и понимающе соглашался, что именно так и разрушается дополнительное образование в "Созвездии", и именно так не следует вести учебный процесс.

Удивительно, но он даже закивал на вопрос, понимает ли он, что мы от него не отстанем.

"Да-да-да".

Он также полностью согласился, что все уволенные педагоги должны быть возвращены, и подтвердил, что позвонит им, чтобы пригласить на работу. Конечно, он никому не позвонил ни через неделю, ни через две, но отвечал уверенно. Голос его почти не дрожал.

Он немного понервничал, только когда ему на мобильник позвонила из Департамента образования Москвы сама Шамилья Мансуровна Бегичева, после беседы с которой директора прорвало. Он вдруг решил рассказать нам вообще всё обо всём.

Он признался, что несправедливый выговор педагогу, о котором я сообщал чуть выше, можно было и не выносить. Да-да-да, сказал он. Приказ о выговоре он подписал под давлением. Мол, три педагога накляузничали, а он такой чувствительный человек оказался, что не мог на это не отреагировать. Ну и подмахнул. Чего ж не сломать педагогу жизнь, если просят?

Ещё Котягин решил оправдаться по забавному случаю, когда он сбежал от мам, обеспокоенных судьбой "Созвездия". Было такое дело, что как только Александр Александрович вступил в должность, он на нескольких круглых столах как с представителями РВС, так и ОНФ, пообещал наладить диалог с родителями и недовольными педагогами. Пообещал. Потом назначил большое собрание в актовом зале "Созвездия". Пришёл туда, зачитал речь и... Сбежал! Сказал, что мол, Юрчикова на все вопросы ответит. И дал дёру. Буквально.

Теперь он решил объясниться. Сказал, что сам не ожидал своего назначения на должность директора. Во вторник, сказал Котягин, звонят, что в среду надо быть директором.

"Я испугался, что не отвечу на вопросы", - заявил он нам. Потому, мол, и сбежал.

По его взгляду я понял, что этот человек действительно склонен к стрессам. Он совершенно не мог смотреть в глаза, постоянно вертел головой, глядя то на меня, то на Елену, и говорил, говорил, говорил...

Котягин признался во многом. Его искренность была поразительной. Но в конце беседы он удивил нас ещё больше.

Мы уже собирались уходить. Но Елена решила задать последний вопрос.

Дело в том, что во время подготовки внутришкольной газеты "Крыжовник" в интервью старшекласснице Котягин посоветовал не задавать скучные вопросы, а спросить его, например, есть ли у него любовница. Ученица рассказала об этом маме, случившееся стало известно многим в школе. На вопрос о том, зачем Котягин такое сказал, он удивился.

Оказывается, у него есть план создания в школе "детского жёлтого СМИ", потому что "обычные СМИ никто не читает". И в рамках создания такого "детского жёлтого СМИ" он и дал школьнице такой совет. Спросить про любовниц.

Елена несколько раз уточнила, действительно ли Котягин считает нормальным задавать ученицам вопросы про любовниц. Котягин оказался не из тех, кто сразу начинает оправдываться, да объяснять, что, мол, "дурака свалял неподумамши". Нет, жёлтое СМИ - так жёлтое СМИ! Чего тут такого?

Хотя и успокоил нас немного официальным "хорошо, я вас услышал". Что ж, и на том спасибо.

Кстати, само интервью Котягина детям - тоже перл тот ещё. Прочитайте http://vk.com/wall-146437334_789 при случае пожелания директора школьникам.

В общем, вот и поговорили!

* * *

У кого-то может сложится впечатление, что мы пришли на встречу с Котягиным для того, чтобы посмеяться или пособирать материал, чтобы настрочить про директора гадостей.

Нет! Мы пришли для того, чтобы помочь ему, чем только можем. Без шуток! В первую очередь нас интересует сохранение качественного образования для наших детей. В том числе, дополнительного.

И лично мне-то уж точно было бы приятнее набирать текст о том, что родители и педагоги нашли общий язык с руководством "Созвездия". К сожалению, не нашли.

Тем не менее я уверен, что наша помощь ещё может пригодиться. Если не этому директору, так следующему. "Созвездие" же как-то выстояло полвека. Неужели Департамент образования Москвы позволит уничтожить его случайно оказавшемуся, по собственному признанию, непрофессионалу, советующему школьницам интересоваться любовницами директора?

Алексей Зефиров, РВС

P.S. С тем, как идёт борьба за сохранение "Созвездия", можно знакомиться в нашей группе в ВК: http://vk.com/za_sozvezdie