Не думал, что придётся писать настоящую статью. Мне казалось, что есть очевидные факты, которые невозможно отрицать, находясь в здравом уме и трезвой памяти.
Однако информационный поток, исходящий от отечественных цифровизаторов, которые опровергают, якобы, народные мифы о дистанционном обучении и связи данного вида обучения с Федеральным проектом «Цифровая образовательная среда» (ЦОС), вынуждают доказывать, что 2+2=4.
Сразу оговорю, что лично я считаю дистанционное обучение лишь суррогатом, не дающим полноценные знания подрастающему поколению. Более того оно наносит вред здоровью детей. Но тон, который взяли наши власти, объясняя обеспокоенным родителям, что дистант и ЦОС не связаны между собой, становится абсолютно недопустимым.
С народом говорят, как с аборигенами, которые не понимают слов неизвестно как попавших сюда лиц, несущих прогресс во все возможные сферы жизни.
Обычный гражданин, если нет большой надобности, не станет читать путаные законы и подзаконные акты, издаваемые нашими властями, но статьи и новости люди читают. Читая их, сразу натыкаешься на два разных тезиса. Сначала говорится, что ЦОС не имеет отношения к дистанту, так как этот проект про скоростной Интернет в школы, закупку нового оборудования и другие блага для образовательных учреждений. После, буквально через несколько абзацев, говорится, что ЦОС включает и дистанционное обучение.
9 декабря этого года, когда существенную часть школьников выгнали из школ (как правило, жертвами стали учащиеся 6-10 классов) в «Российской газете» выходит статья: «Осторожно, фейк! Минпросвещения опровергло мифы о дистанционном обучении» . В статье доказывается, что ЦОС это не дистанционное образование, данные проект не шаг к полному переходу обучения в онлайн-формат и другие.
Во-первых, это очень удобный формат - придумать самим глупый миф или найти такой (а может и доведя разумный тезис до гротеска) и его же и оспорить.
Лично мне не знакомы родители, которые бы заявляли, что ЦОС всецело равно дистанционному обучению. Очевидно, что в этом проекте содержатся и другие параметры, в том числе и скоростной Интернету в школы и создание IT-клубов и пр., но это не отменяет того факта, что ЦОС связан с дистантом.
Во-вторых, Минпросвещение, отрицая связь с дистантом в первой части статьи, говорит в ее завершении о том, что ЦОС – это дистант. Отвечая на вопрос о том, стоит или не стоит тратить деньги на создание образовательной платформы, так как уже есть подобные, наши цифровизаторы пишут: «Во время дистанционного обучения многие пользовались похожими платформами: РЭШ, МЭШ и другими. Они, конечно, очень помогли не прерывать обучение, но пока еще не проработаны до конца, поэтому мы создаем государственную платформу, которая будет отвечать всем требованиям, и пользоваться ею школьники и учителя будут бесплатно» (выделено мной).
В-третьих, а стоит ли верить утверждению из статьи: «Ни один закон не сможет перевести очное образование, гарантированное государством, в дистанционное или заочное. Это не пропустит ни один законодательный орган»?
Мы все стали очевидцами, когда в текущем учебном году значительную часть учащихся тотально и безальтернативно во многих регионах страны перевели на дистанционное обучение (зачастую это решение совпадало с участием региона в проекте по внедрению в ЦОС). В ответ на жалобы в компетентные органы относительно данных действий, родители получали отписки о том, что это вынужденная мера и никакого перевода на дистант вообще не было, а был очный формат образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, что допускает статья 16 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Эти доводы вызывают оторопь.
Когда в очном процессе применяются дистанционные технологии это одно, и совершенно другой случай, когда используются ТОЛЬКО дистанционные технологии и электронное обучение.
На мой взгляд, это говорит лишь об одном – о переводе на дистанционное обучение, а не на очное с применением обозначенных элементов. Иначе полностью стирается грань между дистанционным обучением и применением дистанционных технологий.
В части обоснования, тут дела обстоят еще ужасней.
Так министерство образования Новосибирской области, в качестве обоснования массового перевода школьников 6-10 классов на дистант, в своих ответах гражданам указывает: «по состоянию на 05.11.2020 в организациях, предоставляющих общее образование на территории Новосибирской области (далее - общеобразовательные организации), было 242 заболевших, в том числе 159 детей и 83 взрослых». Видимо, указаны те, у кого был выявлен коронавирус.
В начале учебного года местные СМИ сообщали, что в регионе 24153 педагога (т.е. это даже не все работающие в образовательной сфере). Значит процент заболевших учителей меньше 0,35%. По детям процент еще ниже, так как только в Новосибирске более 186 000 учеников. Как видно, что до какой-либо потенциальной угрозы возникновения эпидемии очень и очень далеко.
А ведь это не помешало местным властям перевести детей на дистант, включая и те районы области, где в школах не было выявлено ни одного случая инфицирования.
Более того, испытываешь искреннее возмущение, когда глава Роспотребнадзора Анна Попова заявляет:
«Удельный вес заболевших учителей крайне невысок. Рост заболеваемости есть, но не столько из-за коронавируса, сколько из-за других сезонных инфекций. На сегодняшний день у нас не зафиксировано случаев, когда бы учитель заразился от ребенка» - «Российская газета» от 10 октября 2020 г.
или
«Хочу сказать, что очная форма работы с 1 сентября за небольшим исключением приостанавливающих свою работу как очный формат в особых случаях, они все понятны, они все, безусловно, были оправданы. Но в большей массе школы наши работали и нигде, ни в одном, ни в другом случае не было распространения инфекционных заболеваний внутри школ, внутри классов» - ТАСС 23 декабря 2020 г.
После этих слов так и хочется спросить, а как связаны школы и коронавирус? Почему выгнали детей из школ, если нет ни связи заболевших, ни очагов распрострарения инфекции?
Возмущает и то, что ты ежедневно видишь, что из школ выгнали только детей определённого возраста. Родители продолжают ходить на работу, функционируют, хоть и с ограничением по численности, кинотеатры, открыты ТРЦ, общественный транспорт битком набит людьми и др. пр.
Но вернёмся к вопросу о связи ЦОС с дистантом.
Приведу цитаты из материалов, опубликованных на сайте министерства просвещения РФ. Повторю, длинные цитаты – это вынужденная мера, так как чиновники связь ЦОС и дистанта рьяно отрицают:
- 30 июня 2020 года: «Дистанционное обучение, на которое в связи с эпидемией одномоментно перешли все российские школы в конце прошлого учебного года, высветило зоны, требующие существенного улучшения в техническом и материальном оснащении. На выравнивание ситуации и направлена данная работа. А полное завершение федерального проекта «Цифровая образовательная среда» к 2024 году позволит при необходимости использовать современные цифровые образовательные технологии в дополнение к традиционным по всей стране»;
- 3 декабря 2020 года: «Мы сегодня разрабатываем цифровую образовательную среду. ЦОС – это не замена традиционного обучения, а помощь в решении тех проблем, которые существуют в традиционной системе», – отметил Министр (Сергей Кравцов).
Дистанционный формат полезен как для школьников, так и для учителей и родителей. Школьник во время болезни может из дома слушать и смотреть, как проходит урок, чтобы не образовывались пробелы в знаниях»;
- 9 декабря 2020 года: «Платформа ЦОС в том числе позволит проводить занятия с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, диагностику образовательных достижений учащихся».
На этом остановлюсь, хотя можно было бы продолжать долго. При этом власти постоянно заверяют, что ЦОС «никоим образом не подменяет собой традиционный, очный формат обучения как ключевой для российской системы образования».
А вот стоит ли верить этим заверениям для кого-то вопрос открытый. Хотя лично для меня ответ очевиден - нельзя, и мы уже убедились в этом.
Действительно, говорится, что пока не время для дистанта, но это только пока. Иногда яд дают специально малыми дозами, чтобы жертва вовремя не узнала об угрозе.
Если переходить от цитирования высказываний должностных лиц, к документам, которые принимаются в рамках реализации проекта, то и тут всё предельно очевидно.
Паспорт национального проекта «Образование» утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16, когда о коронавирусе нового типа еще не слышали.
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда», в рамках нацпроекта «Образование», реализуется в России с 1 января 2019 года по 31 декабря 2024 года. Куратор федерального проекта Т.А. Голикова, руководитель - М.Н. Ракова, заместитель министра просвещения РФ.
В статье «6. Дополнительная информация» Федерального проекта «Цифровая образовательная среда», в том числе определено, что будет внедрена целевая модель цифровой образовательной среды, которая позволит во всех образовательных организациях на территории РФ создать профили "цифровых компетенций" для обучающихся, педагогов и административно-управленческого персонала, конструировать и реализовывать индивидуальные учебные планы (программы), в том числе с правом зачёта результатов прохождения онлайн-курсов при прохождении аттестационных мероприятий.
Планируется использовать при реализации основных образовательных программ современные технологии, в том числе технологии виртуальной и дополненной реальности и "цифровых двойников", и тому подобная цифровизация в системе образования, в том числе и по вопросу обучения.
К дате завершения проекта 31 декабря 2024 года, в этой части должен быть получен результат: «для не менее 500 тыс. детей в 25% общеобразовательных организаций 75 субъектов Российской Федерации внедрены в основные общеобразовательные программы современные цифровые технологий».
Конечно эти «цифровые технологии» нельзя все приравнять к дистанционному обучению, но в них, безусловно, «сидит» и дистант, тем более что более подробно эти моменты описываются в актах, изданных (или которые еще будут изданы) в для реализации проекта.
Приказом Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. N 649 уже утверждена Целевая модель цифровой образовательной среды. В ней указано, что внедрение Целевой модели ЦОС осуществляется в рамках проведения эксперимента по внедрению федеральной информационно-сервисной платформы ЦОС.
Целью ЦОС является обеспечение предоставления равного доступа к ИСиР платформы ЦОС участникам отношений в сфере образования, потребителям цифрового образовательного контента, обмену опытом и практиками, управлению собственными данными в электронной форме, предоставлению государственных (муниципальных) услуг и исполнению государственных (муниципальных) функций в сфере образования, построению индивидуального учебного плана, осуществлению мониторинга освоения образовательных программ с использованием средств обучения и воспитания, представленных в электронном виде, в том числе электронных образовательных и информационных ресурсов, средств определения уровня знаний и оценки компетенций, а также иных объектов, необходимых для образовательной деятельности в ЦОС, объективному оцениванию знаний, умений, навыков и достижений обучающихся.
Определены и функциональные требования к ИСиР платформы ЦОС, в том числе:
а) поиск необходимого цифрового образовательного контента, определяемого с учетом интересов участников ЦОС;
б) просмотр и использование выбранного цифрового образовательного контента встроенными средствами ИСиР платформы ЦОС без установки дополнительного программного обеспечения для потребителей цифрового образовательного контента;
в) организация образовательного процесса посредством встроенных средств программного обеспечения: проведение занятий в группах, в том числе с использованием интерактивной связи участников образовательного процесса; проведение диагностики образовательных достижений обучающихся в целях осуществления текущего контроля знаний и промежуточной аттестации и пр.
7 декабря 2020 г. Премьер-министр РФ утверждает Положение о проведении на территории отдельных субъектов Российской Федерации эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды, где уже в разделе с понятиями однозначно прописано:
"образовательные сервисы" - цифровые решения, предоставляющие возможность приобретения знаний, умений и навыков, в том числе дистанционно, и обеспечивающие автоматизацию образовательной деятельности в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования, разрабатываемые и (или) предоставляемые поставщиками контента и образовательных сервисов в рамках реализации цифровой образовательной среды;
"цифровая образовательная среда" - совокупность условий для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные и образовательные ресурсы и сервисы, цифровой образовательный контент, информационные и телекоммуникационные технологии, технологические средства и обеспечивающей освоение учащимися образовательных программ в полном объеме независимо от места их проживания.
Также определены и задачи эксперимента, где кроме прочих указано на обеспечение возможности реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения и применением единого портала, информационной системы Министерства просвещения РФ и информационно-коммуникационной образовательной платформы.
Прописано и то, что Платформа цифровой образовательной среды в части организации образовательной деятельности на основании требований Министерства просвещения РФ должна обеспечивать: проведение учебных занятий в группах с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий с использованием информационно-коммуникационной образовательной платформы; проведение диагностики образовательных достижений обучающихся в целях осуществления текущего контроля знаний и промежуточной аттестации (в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий).
Подводя итог можно сказать, только слепой не увидит в «Цифровой образовательной среде» активного продвижения и внедрения элементов дистанционного обучения.
При этом кто вам сказал, что после окончания эксперимента вся эта созданная инфраструктура для введения дистанта не заработает на полную мощь? Вы верите, что её создавали, чтобы она простаивала и лишь бы была? Я нет.
Разговоры, что она поможет больному ребёнку не отстать от товарищей в пользу бедных. Если у ребёнка серьезная болезнь, то ему как-то не до учёбы, ему лечиться нужно. Если уже выздоравливает, то эти вопросы решали миллионы раз и вполне успешно без общероссийской системы ЦОС, в которую вкладываются миллиарды (общий бюджет проекта: более 79,8 млрд рублей).
И напоследок одно наблюдение.
Когда власти вводили в обычных школах дистант или длинные каникулы, прикрываясь защитой от коронавируса, знакомые мне частные школы продолжали работать.
Да, директора этих учреждений шли на определённый риск, так как в случае выявления в школе очага инфекции они могли серьезно пострадать (я опускаю вопрос, насколько реально были шансы, чтобы этот очаг возник), но они не прерывали образовательный процесс для определённой группы и, как правило, это дети из непростых семей, готовых платить за образование своих детей немалые суммы.
Наши же власти взяли курс на примитивизацию образования, а дистант в ту же копилочку. Оцените выражение из статьи, где Минпросвещения ”опровергло” мифы о дистанционном обучении, на которую я уже ссылался: «Современным "цифровым" детям уже сложно воспринимать длинные монологи учителя у доски. Новая тема "пойдет" гораздо легче, если показать им увлекательный учебный фильм, сделанный с использованием 3D-графики и эффектов».
Всё предельно и ясно. Эти дети уже такие примитивные, что не могут то, что могли мы и давайте не будем им усложнять жизнь. При этом ясно же, что дети не рождаются "цифровым", их такими делают, в том числе и чиновники из Минпросвещения. Правда, касается это не всех детей, а только тех, кто не ходит в элитные школы.
Вот так, на наших глазах, и формируется класс рабов и господ. Поэтому, чтобы дистант не стал массовым видом обучения, нам, родителям, нужно как можно активней защищать будущее своих детей.
Адвокат Адвокатской палаты Новосибирской области Александр Болдырев