Кому и зачем понадобилась дистанционка — мысли преподавателя вуза

Скульптура «Молодежь в науке», Московский государственный университет, Москва
Изображение: Грук Андрей © ИА Красная Весна

На Круглом столе о социальных последствиях внедрения Цифровой образовательной среды (ЦОС), который прошел 28 февраля в Новосибирске, с докладом выступил преподаватель Новосибирского государственного университета (НГУ), кандидат физико-математических наук, член Новосибирского регионального отделения общественной организации «Родительское Всероссийское Сопротивление» («РВС») Алексей Ларичкин. Приводим стенограмму доклада на круглом столе.

– Я преподаю механику твердого тела и общую физику на мехмате Новосибирского госуниверситета, веду семинары. Весной и осенью 2020 года студенты НГУ перешли на дистант, расскажу, что из этого получилось.

На себе я ощутил, что произошло сужение канала моего взаимодействия как преподавателя со студентами. Потерялось живое общение с ребятами из-за компьютерного посредника.

Почти на каждом семинаре в дистанционном режиме меня не покидало ощущение — присутствуют ли на семинаре люди? За иконками на мониторе не видно активности, не ясно, там студенты или нет. На мои вопросы шла замедленная обратная связь, причем от пары человек из шестнадцати-двадцати, обучающихся в группе.

Кому-то из студентов режим удаленного обучения нравится, а для кого-то является вынужденной мерой, как, например, для студентов из Казахстана и Киргизии. Однако многие учащиеся говорят, что недовольны дистантом, поскольку стали меньше общаться с преподавателями, а концу семестра заметили сильное ежедневное утомление от постоянного сидения перед монитором компьютера.

Я же наблюдал падение мотивации к обучению у студентов, и к преподаванию — у себя самого. Мне стало понятно, что на дистанте не происходит полноценного погружения студента в предмет, учащийся поверхностно воспринимает тему семинара и в результате происходит имитация образовательного процесса, чего не наблюдалось на очных занятиях. Получилось, что преподаватели делают вид, что преподают, а студенты делают вид, что учатся.

Отдельно затрону процесс сдачи экзаменов на дистанте. Меня поражали стабильно правильные ответы студентов на экзамене. Кто там у них суфлировал позади ноутбука — не ясно, но экзаменуемые брали минуту для обдумывания дополнительного вопроса не по билету и стабильно отвечали правильно. Сессия в режиме онлайн, на мой взгляд, — это профанация образования.

Еще хочу отметить странность решения о вводе дистанционного образования в вузах Новосибирской области. Негативно об онлайн-образовании высказался ректор НГУ Михаил Федорук в видео-интервью студенту журфака летом 2020 года.

Он заявил, что ценностью и уникальностью подхода к обучению в НГУ является непосредственное взаимодействие студентов со специалистами — учеными академических институтов, погружение студентов в научную среду и выработка подходов для решения нестандартных задач. А дистанционное образование не дает состояться такому подходу к обучению.

В итоге, несмотря на личное неприятие ректором НГУ дистанционной формы образования, в ноябре 2020 года дистант был введен в ряде вузов Новосибирска, в том числе и в НГУ. Получается, что ректор хочет одно, а Роспотребнадзор рекомендует обратное. Однако стоит отдать должное управлению вуза, ведь в нынешнем году в НГУ дистант был снят на неделю раньше, чем в московских вузах.

У меня возникают вопросы о правомочности введения дистанта как для школ области, так и вузов. На каких критериях основывалось принятие решения о введении дистанта?

Также, если это не секрет, хочется узнать, какая организация специалистов выработала критерии перехода на удаленный режим и советовала принять дистант в вузах и школах Новосибирской области?

Не хочется верить, что при принятии решений о введении дистанционного образования руководство Новосибирской области ориентировалось преимущественно на западных экспертов типа Энтони Фаучи.

ИА Красная Весна