Почему учителя молчат и как победить дистанционку? Интервью


Слетов Ростислав Владимирович. Учительница. 1953

Введение дистанционного обучения коренным образом изменило жизнь всех, кто участвует в образовательном процессе. Особенно тяжелая ситуация сложилась в регионах, которые стали экспериментальной площадкой для внедрения Цифровой образовательной среды (ЦОС). Одним из них является Новосибирская область.

Особые меры в школах региона вводились уже дважды, под предлогом сначала первой, а потом и второй волн коронавируса. Для максимальной объективности масштабы последствий таких действий можно оценить по исследованию, которое провело среди школьников региона и их родителей ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора.

Специалисты фиксируют, что 75,3% школьников потеряли интерес к предметам, у 75,4% существенно упало понимание предметов, 61,9% не имеют возможности задать вопрос на уроке. У 73,8% учащихся наблюдаются перенапряжение органов зрения, у 85,6% нарушился режим дня, в результате чего начались проблемы с подъемом и засыпанием.

Вывод специалистов неутешительный. В опубликованных на портале Новосибирского НИИ гигиены результатах исследования указано: «Выявленные проблемы и их физиологическая стоимость актуализировали проблему регламентации требований и порядка организации дистанционной формы обучения, а также наглядно показали, что использование данной формы обучения не должно носить массового характера и возможно только в исключительных случаях».

Однако власти региона продолжают объяснять необходимость дистанционного обучения «заботой о здоровье» учеников, а также настаивать на прогрессивности подобного способа преподавания. Сейчас в Новосибирской области на неделю продлили новогодние каникулы, после которых будет решаться вопрос о возвращении к дистанционному формату.

Редакция ИА Красная Весна обратилась за разъяснением ситуации к члену Комитета по спасению очного образования в Новосибирске Марине Волковой. Комитет был создан неравнодушными родителями и общественниками при активном участии местного отделения Общероссийской общественной организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС)».

 

ИА Красная Весна: Ваш комитет в конце декабря выпустил видеообращение к учителям. К протесту против дистанционного обучения в регионе примкнули и родители, и общественники, неужели учителя еще не сказали своего слова? Преподавательское сообщество приняло этот формат?

— Цель воззвания — привлечь экспертное сообщество к тяжелейшим проблемам в образовании. Учителя — ключевые участники процесса и несут солидарную ответственность за тотальный развал образовательного процесса. Но странным образом, в своем большинстве педагоги дистанцировались от введения «дистанта» в школах, покорно принимая самые одиозные решения начальства. В действительности вся тяжесть борьбы против дистанционного обучения легла на плечи крайне обеспокоенных родителей.

Своей акцией родители призывают учителей включиться в борьбу за достойное образование в стране. И вспомнить, что еще совсем недавно учителя по праву были передовой частью нашей интеллигенции. В России интеллигенция это совсем не то, что интеллектуалы на Западе. Интеллигенция переживает за свой народ и страну, именно чувствознание — отличительный признак русского понимания интеллигенции.

ИА Красная Весна: Как преподаватели отнеслись к этому ролику? Вряд ли многим пришлось по душе, что им наступили на «больную мозоль».

— Ролик имел широкий резонанс в сетях. Часть преподавательского состава возмущена тем, что их покой потревожили, часть поддержала родителей. Противодействовать надо, используя все возможные инструменты. Самое важное — это низовой родительский протест и поддержка всего неравнодушного общества.

ИА Красная Весна: Вы предлагаете сделать ставку на активную гражданскую позицию людей?

— Я говорю о гражданском обществе, формирование которого идет на наших глазах. Проявляться это может в самых разных формах: от уличных протестов, сборов подписей и флэшмобов в сетях до обращений в различные властные и общественные органы. Кроме того, необходимо вести разъяснительную работу, писать статьи, проводить анализ ситуаций, проводить круглые столы и конференции с привлечением специалистов, формировать стратегию и тактику действий.

ИА Красная Весна: Ваше открытое письмо к мэру Новосибирска — это одно из подобных действий?

Читайте также: Мэру Новосибирска от КПРФ напомнили позицию партии о вреде «дистанта»

— Да, мы уже направляли жалобу в прокуратуру на введение дистанционного обучения, обращались к УПР РФ и УПР НСО, писали губернатору и президенту. Кроме того, проходят одиночные пикеты родителей, и это еще не вся деятельность, которую мы ведем. Думаю, именно активная позиция родителей позволила возвратить очное обучение в школы, но надолго ли?

ИА Красная Весна: Это ситуационный успех и дистанционное обучение вернется в третьей четверти?

— Всё будет зависеть от активности всех участников процесса: родителей, учителей, общества. Коронавирус является серьезным вызовом для страны, но он не мешает работать общественному транспорту, торговым комплексам или учреждениям. Почему к школам применяются другие нормы — не ясно.

Сейчас нам крайне не хватает голоса преподавателей. Мы знаем, что они массово страдают от профессионального выгорания (о чем свидетельствуют данные всероссийского исследования программы «Я Учитель»), от нарастания бессмыслия, тренингов с неясными целями и давления руководства. Молчание и потакание цифровому беспределу не изменит ситуацию! Родители и учителя должны встать по одну сторону в этой борьбе.

Источник