В своей статье «100 лет спустя, или Назад в невежество» Анна Кульчицкая затронула один из важнейших вопросов современного мира — вопрос обучения. И это касается не только молодого поколения, которое должно вскоре встать у станков, к штурвалам самолетов и кораблей, проникать в тайны науки. Вопрос обучения касается и современного взрослого населения.
В наше время жизнь очень быстро меняется, и многие навыки, жизненно необходимые в прошлые годы, становятся архаичными, ненужными, лишними. Мы живем в период, когда технический прогресс набирает обороты по экспоненте. Если десять лет назад для того, чтобы собрать интеллектуальное устройство, необходимо было обладать глубокими знаниями в микроэлектронике, электротехнике, программировании, то сейчас для этого ничего перечисленного не требуется — достаточно быть среднеграмотным в технической части человеком. И это не преувеличение доступности таких возможностей, а, скорее, преуменьшение.
Сегодня уже можно делать достаточно сложные аппаратно-программные системы, что называется, «на коленке».
При этом важно отметить, что сам процесс разработки и программирования сводится к манипуляциям с готовыми блоками, которые, в свою очередь, становятся всё более и более сложными.
Получается, что разработка таких систем превращается в конструктор, при работе с которым даже можно не знать закон Ома. Скажи я подобное 10 лет назад — меня бы засмеяли. А сейчас — нет.
То же самое касается и различных гаджетов. Они невероятными темпами усложняются, а их доступность невероятными темпами увеличивается. И вот почти у каждого первоклассника в кармане лежит т. н. смартфон — многофункциональное устройство, главным, по моему мнению, свойством которого является вовсе не возможность звонить, а подключение к «виртуальной реальности».
Под «виртуальной реальностью» я подразумеваю вовсе не выдумку фантастов, а такое информационное пространство, в котором можно жить. Почти полноценно. Можно жить, играя в игры, взаимодействуя не с глупыми ботами, а с людьми. Можно «серфить» в интернете, просматривая ролики со всего мира и так далее. Но главное свойство гаджета — это то, что он не используется в процессе производства. И при этом активнейшим образом используется в процессе потребления.
А если быть точным — то он и создан как средство для потребления.
Сейчас уже для ребенка нет необходимости знать какие-либо физические, химические или иные законы реального мира. Он либо получает уже готовую информацию без необходимости ее запоминать — спросил «гугл» — и вуаля, ответ получен. Или погружается в мир компьютерных игр, где добиться какого-либо статуса (что продолжает оставаться важным) значительно проще, чем в реальной жизни.
Читайте также: Героизация ничтожества
А в итоге получается следующее.
Живя в реальной жизни, человек не имеет конечного набора действий, с помощью которых можно выполнить все жизненные функции. Мир бесконечен, и возможные ситуации, происходящие на жизненном пути человека, — так же не поддаются исчерпывающей классификации. В реальном мире человек вынужден так или иначе постигать не какие-то конкретные правила, а вырабатывать более сложную модель — искать закономерности, оперировать законами мира, действовать нестандартно. В целом можно сказать, что его жизнь в реальном мире не описывается конечным числом правил и законов, и потому человек вынужден учиться работать с неизвестным, незнакомым и не всегда поддающимся осмыслению.
Но в виртуальной жизни все проще. Любая, сколь угодно сложная игра — это набор понятных и постоянных правил, оперируя которыми, можно добиться успеха. То есть тут умение действовать нестандартно в реальной жизни подменяет отработка ограниченных навыков в виртуальной.
В этом, как мне кажется, прямое совпадение с теми задачами, которые ставятся перед современной российской системой образования.
Читайте также: Японские ученые выяснили, что виртуальная реальность плохо помогает учебе
Потребитель не должен понимать законы функционирования мира. Он должен понимать законы потребления. Например, научиться потреблять продукт виртуального мира с помощью телефона.
А в итоге этот самый телефон становится непонятен современному человеку. И он воспринимает его как часть природы. Он умеет им пользоваться, но не больше.
Телефон превращается для человека в средоточие неких магических сил, которые заставляют его показывать видеоролики, искать нужную информацию или играть в игры.
Проблема состоит в том, что человек не умеет создавать то, что не может понять. А понять он не может потому, что те же гаджеты у него с рождения и легкодоступны — зачем пытаться понять то, что всегда с тобой, а даже если сломалось, легко достать новое? Гаджеты — это лишь пример, который касается на самом деле всех продуктов общества потребления.
Стоит ожидать, что если в скором времени вектор современного российского образования резко не поменяется, то в нашем мире действительно появятся и эльфы, и гоблины, и маги. С той лишь разницей, что жить они будут ровно так, как нужно держателям технологии.