Международная исследовательская организация McKinsey Global Institute осенью 2020 года исследовала, как COVID-19 повлиял на автоматизацию в мировом масштабе. Оказалось, что очень значительно — компании начали применять цифровые технологии на несколько лет раньше, а от большинства из них теперь не планируют отказываться.
Институт провел глобальный опрос руководителей. В среднем, компании ускорили оцифровку взаимодействия с клиентами и цепочками поставок, а также своих внутренних операций на три-четыре года (сильнее – в Азиатско-Тихоокеанском регионе). А вот доля цифровых продуктов в портфелях компаний выросла еще резче — «на шокирующие семь лет» быстрее, чем ожидалось еще пару лет назад. Причем семь лет – это тоже средняя цифра, поскольку опять же в Азии рывок еще сильнее – более, чем на 10 лет.
Почти все респонденты заявили, что их компании приспособились к новым требованиям ситуации «гораздо быстрее, чем они считали возможным до кризиса». Более того, руководители ожидают, что большинство из этих изменений будут длительными, и уже делают соответствующие инвестиции: больше всего, по их признанию, компании нарастили финансирование цифровых инициатив.
Конечно, всё сильно зависит от отрасли. Респонденты в области потребительских упакованных товаров, автомобилестроения и сборки, например, сообщают об относительно небольших изменениях в своих портфелях цифровых продуктов. Напротив, здравоохранении и фармацевтике, финансовых услугах и других профессиональных услугах цифровой скачок был вдвое выше.
Также авторы исследования отмечают, что, судя по всему, во многих сильно «оцифровизировавшихся» компаниях не разрабатывались новые цифровые продукты с нуля, а использовались уже имевшиеся в индустрии, а может быть, даже уже применявшиеся в компании, просто в малых объемах. Для масштабной разработки к октябрю 2020 года просто не прошло достаточно времени.
Что касается оцифровки основных внутренних бизнес-операций (административный отдел, производство и научно-исследовательская и опытно-конструкторская деятельность) и взаимодействия в цепочках поставок, то в отличие от изменений, ориентированных на клиентов, темпы внедрения автоматизации здесь примерно одинаковы в разных регионах.
Но вот чисто «карантинные» меры компании ввели гораздо быстрее, чем сам переход на цифру. Из 12 предложенных в опросе изменений в среднем компании ввели их в 20-25 раз быстрее, чем думали, что это может быть введено до COVID-19. В случае с переходом на удаленную работу – вообще в 40 раз быстрее, чем ожидало руководство — для внедрения работоспособного решения потребовалось в среднем 11 дней, и почти все компании разработали работоспособные решения в течение нескольких месяцев.
Причем наиболее экономичными решениями руководство назвало переход на удаленную работу и переход на облачные сервисы хранения данных. А вот клиентов на фоне роста онлайн-торговли больше всего вдохновляют инвестиции в безопасность данных и искусственный интеллект.
Произошли также кардинальным изменениям в представлениях руководителей о роли технологий в бизнесе. В опросе 2017 года почти половина руководителей хотели вводить цифровые технологии для экономии средств. В 2020 таких осталось только 10%, а больше половины заявили, что инвестируют в технологии для получения конкурентных преимуществ или вообще переориентируют на цифровые технологии весь свой бизнес.
Исследователи подчеркивают, что «что кризис COVID-19 является переломным моментом исторических масштабов» в плане внедрения новых технологий и перехода на «цифру».
В предыдущих материалах мы писали, что такой переход будет означать для работников всего мира к 2030 года. Перечитайте их снова… сдвинув тенденции на 7 лет.