Электронные учебники ведут к сенсорной депривации детей — эксперт


Надежда Храмова

Электронные учебники ведут к сенсорной депривации и фрустрации детей. Об этом сообщила кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и прикладной психологии РПУ Надежда Храмова, обращаясь к участникам круглого стола, прошедшего в Севастополе 23 марта, на котором обсуждались социальные последствия цифровизации образования в регионе и в стране.

По ее словам, электронные учебники лишены конкретной действительности и воплощенной реальности, их нельзя потрогать и пощупать, а это ведет к сенсорной депривации. Это означает отчужденность от осознавания предметной области знания в сознании ребенка.

«Математика, физика, русский язык, география — все сплошным потоком, фрагменты текстов, заданий: нет дифференциации, нет четкой структуры. А живой реальный учебник, который ребенок берет в руки и ощущает, воспринимает, переживает, он формирует в его сознании чувственный образ. И вот это возникновение чувственного образа является фундаментов структурирования учебной деятельности, а значит и всей жизнедеятельности ребенка в целом», — сообщила эксперт.

Храмова подчеркнула, что, листая учебник, читая темы, ребенок видит, что это он еще не проходил, а вот это уже прошли: он ориентируется во всей разверстке предлагаемых знаний.

«А это уже навык системного и логического мышления. Электронный учебник не создает чувственный образ, хаотический поток информации ведет к фрустрации ребенка, который все время находится в удивлении: «Что сейчас будет?», — сообщила она.

Эксперт пояснила, что отсутствие структуры, конкретики в учебной деятельности очень не полезно для ребенка: он теряется, пугается, тревожится. Поэтому очень важно, чтобы учебники сохраняли свою реальность.

Ранее ИА Красная Весна сообщало о том, что в марте текущего года в Севастополе активисты севастопольского отделения общероссийской общественной организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» организовали круглый стол «Гуманистические аспекты и социальные последствия внедрения „Цифровой образовательной среды“ и дистанционного обучения», в ходе которого психологи, родители, педагоги, общественники, а также представители органов власти Севастополя и сотрудники профильных ведомств обсудили проблемы внедрения цифровых образовательных технологий и их негативного влияния на здоровье и развитие детей.

Источник