В прошлой статье мы поговорили о том, что не всякий труд является трудовым воспитанием. Но главный вопрос, который мы начали обсуждать, связан с инициативой парламентариев по возрождению трудового воспитания в российских школах. Чтобы понять, какое трудовое воспитание планируется возрождать, предлагаю внимательнее ознакомиться с заявлениями представителей власти.
Первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной думы Олег Смолин в 2015 году сказал: «Думаю, нужен мощный поворот к нормальному "трудовому воспитанию по Макаренко"». Буду искренне рад, если подобный поворот произойдет, но, честно говоря, сомневаюсь, что это возможно в современной России.
Воспитание по системе Макаренко — я считаю лучший вариант трудового воспитания. Но оно во многом ориентировано на социалистическое общество — т.е. на общество, в котором не подвергается сомнению ни значимость труда для воспитания детей, ни ценность коллектива. Стержень педагогики Макаренко — это вера в человека, которую прекрасно передают слова А.М. Горького: «человек — это звучит гордо». Это сочетание уважения к человеческому достоинству воспитанника и высокой требовательности к нему. Однако, в российской школе учитель лишен возможности по-настоящему чего-то требовать от подопечных, когда речь идет о воспитании. Поэтому, я не думаю, что в ближайшее время произойдет поворот к Макаренко.
Решать проблему социализации школьников при помощи трудового воспитания предложила заместитель председателя Комитета по образованию и науки Государственной думы Любовь Духанина в декабре 2017 года:
«Неумение общаться со взрослыми и сверстниками, отсутствие реальных друзей при активном посещении соцсетей могут сформировать личность, не приспособленную к реальной жизни. Поэтому школа может, не вторгаясь в личную жизнь ребенка, участвовать в создании условий для его успешной социализации. Речь идет об учебном и личном взаимодействии, в том числе с учителем, психологом, а также продуктивном взаимодействии в рамках проектной, профориентационной, волонтерской работы, трудового воспитания».
Родители и учителя часто сталкиваются с проблемами социализации школьников. В СССР эта проблема не стояла так остро, как сейчас. Советские дети шли с друзьями во двор, играли и общались, а не сидели, уткнувшись в гаджеты. Любовь Духанина говорит о том, что нужно вырвать ребенка из виртуальной реальности, дать ему возможность проявить себя реальными делами. В совместной деятельности с другими людьми ребенок будет социализироваться — выстраивать отношения, учиться кооперации. Важность подобной социализации для развития личности ребенка подчеркивали многие психологи, включая А.Н. Леонтьева и Альфреда Адлера.
Духанина считает, что необходимо создавать в школе возможности для самореализации учащихся. По ее мнению, этому будут способствовать трудовое воспитание и связи с производственными предприятиями. Но что конкретно предлагается вводить в школах? В какой форме будут выстраиваться связи с учебных заведений с производственными предприятиями? В этом сложно разобраться по тем цитатам, которые приводят СМИ.
В июне 2017 года российский президент высказался за налаживание связей между школами и производственными предприятиями. На практике такая связь осуществляется через открытие специальных классов с углубленным изучением математики, физики, химии. Для школьников проводятся семинары, организуются экскурсии на предприятия. Возможно, именно об этом говорит Любовь Духанина. Сотрудничество школы и региональной промышленности можно приветствовать. Однако, в описанных формах, это называется профориентация, трудовым воспитанием это назвать нельзя.
Еще одну точку зрения на трудовое воспитание школьников высказал губернатор Пензенской области Иван Белозерцев в январе 2018 года. ИА «ПензаИнформ» цитирует Белозерцева:
«"Школе тяжело, учителям тяжело: на улицу снег убрать не вывести (детей. — Прим. ред.). Трудовое воспитание — только в классе согласно плану урока труда", — возмутился глава региона. По его словам, правильно делают те главы муниципальных образований, которые берут у родителей разрешение на привлечение детей к общественно полезному труду».
Белозерцев не первым выступил с предложением, чтобы учителя могли привлекать учеников к общественному труду. Еще в ноябре 2017 года Комитет по образованию и науке Государственной думы обсуждал возможность законодательно закрепить понятие «общественно-полезной деятельности» учащихся. Пока не ясно, чем закончится эта инициатива. Даже если депутаты примут соответствующий закон, будет ли уборка снега соответствовать понятию «общественно-полезная деятельность»? Ведь президент России уже заявил, что уборкой заниматься должны те, кто за это дело получают деньги, а привлечение к этой задаче школьников является «эксплуатацией».
Отметим, что расчистка территории школы от снега учащимися — это труд, но это еще не трудовое воспитание (подробно об этом говорилось в прошлой статье). Отметим также, что поднимая вопрос о возрождении трудового воспитания в школе, представители власти говорят труде, о проблемах школьников, о планах усилить взаимодействие школ и предприятий, о возможности привлекать школьников к труду. Не говорят они об одном — о воспитании через труд. Кто и в какой форме будет его осуществлять, к какому идеалу нужно стремиться? Эти вопросы остались нераскрытым. Почему так произошло — мы попробуем выяснить в следующей статье.
Читать также:
Трудовое воспитание: советские традиции и современность. Часть 1
Трудовое воспитание: советские традиции и современность. Часть 2
Трудовое воспитание: советские традиции и современность. Часть 3
Трудовое воспитание: советские традиции и современность. Часть 4
Трудовое воспитание: советские традиции и современность. Часть 5
Трудовое воспитание: советские традиции и современность. Часть 6