Трудовое воспитание: советские традиции и современность. Часть 1

Трудовое воспитание означает организацию труда учащихся — не только для того, чтобы передавать ученикам рабочие навыки и умения, но и для того, чтобы формировать у них правильное отношение к своему и чужому труду, стимулировать их инициативу и творчество. В СССР к трудовому воспитанию учащихся относились серьезно, это был один из «столпов» советской педагогики. Однако после развала СССР наработки советских педагогов оказались практически не востребованы.
 
Разговоры о том, чтобы возродить традиции трудового воспитания российских школьников и студентов, ведутся уже несколько лет. Так, в июне 2016 года заместитель председатель Комитета по образованию Государственной думы Олег Смолин в интервью газете «Культура» заявил:
 
«Думаю, нужен мощный поворот к нормальному «трудовому воспитанию по Макаренко». Если ребят параллельно с учебными дисциплинами будут знакомить с производительным трудом — выиграют и они сами, и государство. Кроме того, необходимо поднимать престиж рабочих специальностей через искусство и СМИ».
 
Смолин не случайно связывает трудовое воспитание с именем советского педагога Антона Семеновича Макаренко, потому что именно Макаренко с его знаменитой колонией имени Горького и коммуной имени Дзержинского считался одним из основных авторитетов советской педагогики.
 
К теме трудового воспитания обращается Министр образования и науки Ольга Васильева в сентябре 2016 года: «Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, мы должны вернуть работу на приусадебных участках, которая была всегда, мы должны вернуть уборку помещений школьных, которая никак не граничит с угрозой жизни и здоровью школьника. Мы должны вернуть, прежде всего, ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет».
 
Вернуть трудовое воспитание — задача не из простых. Согласно закону об образовании, учащиеся по своему желанию могут участвовать или не участвовать в мероприятиях, которые не предусмотрены в учебном плане. Также существующий закон запрещает возможность привлекать несовершеннолетнего к труду, не предусмотренному учебной программой заведения, если не получено согласие родителя. Еще одна сложность: если двадцать лет назад были в наличии педагогические кадры и необходимая инфраструктура, то сейчас многое придется создавать с нуля. Как сказал Олег Смолин: «УПК [учебно-производственные комбинаты] существуют только там, где их еще не успели разломать».
 
Впрочем, несмотря на сложности, первые шаги уже сделаны. В феврале 2017 года стало известно, что Государственная дума разрабатывает закон о трудовом воспитании. Министр Ольга Васильева заявила, что Минобрнауки поддержит этот законопроект «обеими руками».
 
В ноябре 2017 года законопроект о трудовом воспитании обсуждался на заседании комитета по образованию и науке. Депутаты говорили о том, какие поправки необходимо внести в законодательство для того, чтобы школы могли осуществлять практику трудового воспитания. Участники заседания пришли к выводу, что к обсуждению проекта необходимо привлечь представителей Минэкономразвития и Минфина. Следующее обсуждение законопроекта состоится в декабре.
 
Возрождение практики трудового воспитания школьников осуществляется не только путем разработки соответствующего закона, но и через государственную поддержку проектов дополнительного внешкольного образования (кружков робототехники и т. п.).
 
Почему российская власть решила вернуться к забытому и заброшенному на многие годы опыту трудового воспитания? Полагаю, это связано с растущим дефицитом на рынке труда определенных рабочих специальностей. По заявлению главы Роструда Всеволода Вуколова, главной проблемой российских предприятий сегодня является нехватка специалистов в сфере производства.
 
Школьники неохотно выбирают для себя определенные профессии, и дело даже не в зарплатах, а в том, что такой труд не является престижным и привлекательным. Давно назрела необходимость формировать у школьников другое отношение к труду, но удастся ли это осуществить — вопрос открытый. Даже в Советском Союзе практика трудового воспитания была отнюдь не безоблачной. Но там государство опиралось на коммунистическую идеологию — культ труда, которого нет, и не может быть в нынешней постсоветской России.
 
Отметим, что идея вернуть трудовое воспитание в школы встречает поддержку в обществе. Результаты проводившегося летом 2015 года социологического опроса АКСИО-6 показывают, что 74,7% опрошенных согласны с утверждением: «Школа обязательно должна научить человека трудиться, привить уважение к любому труду, поэтому учащиеся обязательно должны участвовать в разных школьных работах, дежурствах по школе и классу, производственной практике». Противоположного мнения придерживается 10,2% участников опроса.
 
Государство и общество уверены, что возвращать трудовое воспитание в школы необходимо. Однако, есть разногласия в том, как и в какой форме это делать. Опрос АКСИО показывает, что общество ориентируется на советский опыт трудового воспитания, который включает в себя дежурства, уборку помещений. В то же время, президент России Владимир Путин во время встречи с классными руководителями высказал мнение, что детям необходим не всякий труд, а только творческий, при этом дежурство с мытьем полов является эксплуатацией.
 
Чтобы разобраться в том, какое трудовое воспитание нужно сегодня России, я предлагаю вспомнить, как оно осуществлялось раньше. В следующей статье я расскажу об уникальном опыте Антона Семеновича Макаренко, на который ориентировалась советская педагогика.