Государственная информационная система «Современная цифровая образовательная среда» (СЦОС) объединит информацию о всех онлайн-курсах и результатах их освоения учащимися, согласно постановления правительства России, опубликованного 19 ноября на официальном интернет-портале правовой информации.
Система СЦОС обеспечит доступ ко всем онлайн-курсам в соответствии с проектом «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Оператором системы назначено министерство науки и высшего образования.
Ведомство будет отвечать за ведение реестра онлайн-курсов, а также хранение результатов обучения на этих курсах. В СЦОС будет вестись учет всех образовательных программ высшего и дополнительного профессионального образования, а также результаты их освоения учащимися. В Системе будет сформировано «цифровое индивидуальное портфолио обучающегося», доступ к которому иным лицам будет возможен только с согласия обучающегося.
В постановлении определено, что обучающимся является «физическое лицо, осваивающее образовательную программу непрерывного образования в соответствии с персональной образовательной траекторией».
Ранее, 16 ноября, глава Рособрнадзора Анзор Музаев заявил, что качественное онлайн-образование является новой реальностью, способствующей развитию системы образования. Он сообщил, что от введения лицензий на онлайн-образование качество подготовки специалистов не пострадает.
Перед этим, 19 июня, ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) Владимир Мау заявил, что новая реальность онлайн-образования приведет к конкуренции вузов и коммерческих онлайн-платформ. Он считает, что онлайн-образование превосходит традиционное своей доступностью, удобством и экономичностью.
Впоследствии, 29 августа, Мау сообщил, что качественное дистанционное образование обходится вузам очень дорого. По его словам, дистанционное образование не тождественно заочному, а качественно превосходит его.
Также сообщаем, 29 мая были опубликованы результаты опроса, проведенного РАНХиГС, который показал, что большинство студентов и преподавателей академии считают, что качество дистанционного образования хуже традиционного. Среди студентов вуза 47,7% опрошенных признали неудобство онлайн-обучения, среди преподавателей таковых оказалось 53,8%.
Перед этим, 19 мая, Минобрнауки опубликовало опрос, проведенный РАНХиГС среди 33987 преподавателей всех российских вузов. Подавляющее большинство преподавателей (87,8%) высказались против дистанционного образования, указав, что занятия со студентами нужно проводить в очном формате.
Напомним, 23 сентября глава Минобрнауки Валерий Фальков сообщил, что внедрение в вузах элементов дистанционного обучения стало главным изменением в системе высшего образования после пандемии. Перед этим, 22 мая, он уведомил, что после пандемии российским вузам необходимо будет сохранить баланс между живым общением во время обучения и «цифровизацией» учебного процесса. По мнению министра, «живое человеческое общение» должно быть в «разумных пределах».