Гранты МЭШ для учителей или как школа готовит себе могильщика

Около 4000 грантов были выданы педагогам властями Москвы за развитие проекта «Московской электронной школы», заявила заммэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова. По словам Раковой, половина грантов выданы педагогам московских школ, другая половина приходится на учителей из других российских регионов. Отметим, что Москва является пилотным регионом, где опробуются технологии цифровизации образования. Впоследствии эти технологии спускаются в регионы.

Понимают ли учителя, что когда они поддерживают проекты цифровизаторов, они тем самым помогают реформировать российское школьное образование в ту сторону, где учителей по существу уже не будет, где их заменят тьюторами, которые будут присматривать за тем, как дети учатся перед экранами?

«Цифровизаторы» своих планов по реформированию школ вовсе не скрывают. Послушайте, что говорит директор дивизиона «Цифровые платформы образования» Сбербанка Марина Ракова – о персональных образовательных траекториях, о том, что каждый ученик будет учиться в своем темпе по материалам, которые ему нравятся, и сам будет выбирать задания, которые он будет выполнять. Никакой коллективной работы на уроке такая модель обучения не предусматривает.

Еще более явно это проговаривает академик Российской академии образования и член Совета по правам человека при президенте РФ, профессор-исследователь НИУ ВШЭ Александр Асмолов. По его словам, роль учителя, как человека, который передает знания ученикам, в новой школе будет не на первом, не на втором, и даже не на третьем месте. Чем же должен заниматься учитель? Мотивировать ученика сидеть перед экраном и помогать ему разбираться в списке уже созданных электронных материалов.

По мнению доктора философских наук, профессора Ростовского государственного университета путей сообщения Владимира Тахтамышева, ключевой особенностью онлайн-образования является его дешевизна. Действительно, зачем иметь большое число учителей, если их всех можно заменить цифровой платформой?

Таким образом, получается, что цифровизаторы готовы сегодня заплатить учителям гранты для того, чтобы ускорить создание обучающих электронных платформ. Но когда эти платформы будут созданы, и детей на них подсадят, большинство педагогов станут попросту не нужны. В этом смысле школа сама себе подготовит могильщика.

Противостоять попыткам превратить школу в цифровой концлагерь для детей могут только сами учителя вместе с родителями. 

Категория: